Гидротолкатели — снятие и установка

Гидротолкатели снимаем для замены, а также при ремонте двигателя.

Снятие

1. Снимаем распределительные валы.

Рекомендация

При сборке гидротолкатели рекомендуется устанавливать на прежние места.

2. Магнитом извлекаем гидротолкатели из посадочных отверстий и маркером помечаем их порядковые номера.

3. Чтобы грязь не попала внутрь гидротолкателей и не вывела их из строя, раскладываем толкатели на чистом листе бумаги.

Установка

Устанавливаем гидротолкатели в обратной последовательности.

Рекомендация

Перед установкой опустите каждый гидротолкатель в емкость с чистым моторным маслом. Нажмите несколько раз на клапан компенсатора до прекращения выхода пузырьков воздуха, чтобы заполнить его внутреннюю полость маслом.

Распределительные валы — снятие и установка

1. Снимаем шкивы распредели­тельных валов.

2. Снимаем натяжной и направляющий ролики.

3. Торцовым ключом на 10 мм отворачиваем шесть болтов крепления задней крышки ремня привода ГРМ.

4. Снимаем крышку.

5. Снимаем крышку головки блока цилиндров.

6. Чтобы не повредить, снимаем датчик давления масла либо отсоединяем от него наконечник провода.

7. Торцовым ключом на 8 мм равномерно, по пол-оборота отворачиваем 20 болтов крепления корпуса подшипников распределительных валов.

 

8. Снимаем корпус подшипников распределительных валов.

9. Снимаем распределительный вал выпускных клапанов 1 и распределительный вал впускных клапанов 2.

10. Вынимаем из посадочных отверстий в головке блока две заглушки технологических отверстий (около задних торцов распределительных валов).

4. Снимаем с валов шпонки и сальники.

5. Осматриваем валы. На шейках и кулачках вала не должны наблюдаться следы сильного износа, царапины, трещины, следы наволакивания металла.

Установка

1. Смазываем чистым моторным маслом опорные шейки и кулачки валов.

2. Укладываем распределительные валы в головку блока цилиндров. Валы не взаимозаменяемы и имеют маркировку.

Вал выпускных клапанов имеет маркировку 1006014.

Вал впускных клапанов с маркировкой 1006015.

Кроме того, вал впускных клапа­нов имеет дополнительный поясок.

Внимание!

При ремонте двигателя нельзя применять герметик с большим содержанием силикона (соединения кремния), пары которого могут попасть через систему вентиляции картера в цилиндры и далее в выпускной тракт. Используйте герметик, на упаковке которого специально указано, что он безопасен для датчика концентрации кислорода.

Не наносите на привалочные плоскости корпуса подшипников много герметика. При затягивании болтов крепления герметик, выдавленный во внутренние полости двигателя, может засорить масляные каналы.

3. Наносим и на нижнюю поверхность корпуса подшипников вокруг отверстий свечных колодцев тонкий слой герметика «Локтайт-574», а также…

…и на плоскость головки блока цилиндров по следующей схеме:

4. Устанавливаем в головку блока цилиндров распределительные валы шпоночными пазами вверх.

5. Устанавливаем корпус подшипников на головку блока цилиндров и равномерно затягиваем болты его крепления до соприкосновения корпуса подшипников с головкой блока. Окончательно затягиваем болты крепления корпуса подшипников попарно, моментом 8,0—10,0 Нм (0,8—1,0 кгсм) в последовательности, указанной на фото (см. ниже).

6. Ветошью удаляем излишки герметика, выдавленные из зазора между головкой блока цилиндров и крышкой корпуса подшипников.

7. Запрессовываем сальники распределительных валов.

8. Запрессовываем две заглушки в головку блока циллиндров.

9. Дальнейшую сборку выполняем в обратной последовательности.

Сальники распределительных валов — замена

Для выполнения работы потребуется специальный инструмент для удержания шкивов распределительных валов.

Замечание

Работу можно выполнить без этого устройства, если удастся отвернуть болты крепления шкивов распределительных валов.

Последовательность выполнения

1. Снимаем верхнюю переднюю крышку ремня привода ГРМ.

2. Если есть специальный инструмент для удержания шкивов распределительных валов, снимаем ремень привода ГРМ и поочередно, удерживая этим инструментом шкивы распределительных валов, ключом на 17 мм отворачиваем болты их крепления.

Если приспособления нет, тогда торцовым ключом на 17 мм ослабляем затяжку болтов крепления шкивов распределительных валов, удерживая ключом на 17 мм коленчатый вал от проворачивания за болт крепления его шкива (либо включив пятую передачу и установив под колеса противооткатные упоры).

Рекомендация

Шкив распределительного вала можно удерживать, вставив в его отверстия ручки пассатижей и установив между ручками монтажную лопатку.

3. Ослабляем натяжение ремня привода ГРМ.

4. Снимаем ремень со шкивов распределительных валов.

5. Отворачиваем болты крепления шкивов и снимаем шкив вала впускных клапанов в сборе с диском датчика положения распределительного вала.

6. Снимаем шкив вала выпускных клапанов.

7. Чтобы не потерять, вынимаем шпонки из пазов валов.

Предупреждение!

При выполнении следующей операции не поцарапайте рабочую поверхность распределительного вала.

8. Поддев сальник тонкими изогнутыми плоскогубцами, извлекаем его из посадочного места.

9. Наносим чистое моторное мас­ло на рабочую кромку нового саль­ника и запрессовываем его молот­ком через глубокую головку на 32 мм (или через отрезок трубы диаметром 40 мм), так чтобы наружная кромка сальника была заподлицо с кромкой его посадочного отверстия.

10. Устанавливаем шпонку в паз распределительного вала.

11. Надеваем шкив на распределительный вал и заворачиваем болт крепления шкива.

12. Аналогично заменяем сальник второго распределительного вала.

13. Убеждаемся, что взаимное расположение меток на шкивах и на задней крышке ремня привода ГРМ не нарушено. Надеваем ремень привода ГРМ на шкивы и натягиваем его.

14. Устанавливаем верхнюю крышку ремня привода ГРМ и другие детали в обратной последовательности.

Крышка головки блока цилиндров — снятие, очистка маслоотражателя и установка

1. Снимаем воздушный фильтр.

2. Снимаем декоративную накладку двигателя.

3. Снимаем катушки зажигания.

4. Снимаем впускной модуль.

5. Торцовым ключом на 8 мм отворачиваем 15 болтов крепления крышки головки блока цилиндров и снимаем крышку.

6. Снимаем крышку. Замечание

При необходимости ключом на 10 мм отворачиваем болт крепления и снимаем с крышки головки блока кронштейн крепления колодок жгута проводов форсунок и катушек зажигания. Также при необходимости ослабляем хомуты и отсоединяем от крышки шланги.

Промывка

1. Ключом на 8 мм отворачиваем шесть болтов крепления маслоотражателя.

2. Шлицевой отверткой отжимаем фиксаторы маслозаливной горловины.

3. Снимаем маслоотражатель с крышки головки блока цилиндров.

4. Покачивая из стороны в сторону, извлекаем маслозаливную горловину.

5. Промываем снятые детали в керосине, протираем чистой тканью.

6. Собираем крышку головки блока в обратной последовательности. Болты затягиваем моментом 1,9-4,6 Нм (0,2-0,5 кгсм)

Предупреждение!

Не забудьте установить под головки болтов стопорные шайбы.

Установка

1. Очищаем привалочные плоскости крышки и корпуса подшипников от остатков герметика, обезжириваем их уайтспиритом.

2. Наносим на привалочную плоскость корпуса подшипников тонкий слой термостойкого герметика «Локтайт-574» или аналогичного в соответствии с показанной на фотографии схемой.

Предупреждение!

Во время ремонта двигателя нельзя применять герметик с большим содержанием силикона (соединений кремния), пары которого могут попасть через систему вентиляции картера в цилиндры и далее в выпускной тракт.

Следует использовать герметик, на упаковке которого специально указано, что он безопасен для датчика концентрации кислорода.

3. Устанавливаем крышку на место. Болты крепления крышки заворачиваем в направлении от середины к краям до прижатия крышки к корпусу подшипников. Окончательно болты затягиваем моментом 1,9— 4,6 Нм (0,2-0,5 кгсм).

4. Устанавливаем детали в обратной последовательности.

Натяжной и направляющий ролики ремня привода ГРМ — проверка и замена

Рекомендация

Если при работе двигателя в зоне под передними крышками ремня привода ГРМ прослушивается сильный шум вращающегося подшипника, следует проверить состояние натяжного и направляющего роликов и, если понадобится, заменить. Это можно сделать без снятия ремня. Также ролики следует заменять при регламентной замене ремня привода ГРМ.

Проверка

1. Подготавливаем автомобиль к выполнению работы.

2. Снимаем верхнюю переднюю крышку ремня привода ГРМ.

3. Ключом на 15 мм, отвернув на пол-оборота болт крепления натяжного ролика, ослабляем натяжение ремня привода ГРМ.

Замечание

Для замены роликов без снятия ремня привода ГРМ достаточно ослабить натяжение ремня. При этом есть риск перескакивания ремня через зубья шкива, что приведет к смещению фаз газораспределения. Поэтому, перед тем как ослабить натяжение ремня, совместите метку на шкивах распределительных валов с выступами задней крышки ремня.

После установки роликов метки не должны сместиться.

4. Снимаем ремень привода ГРМ.

5. Вращая натяжной и направляющий ролики, проверяем их состояние.

Рекомендация

Ролики, имеющие люфт и издающие сильный шум при вращении, необходимо заменить.

Снятие

1. Ключом на 15 мм отворачиваем болт крепления натяжного ролика и снимаем ролик вместе с болтом.

2. Аналогичным образом снимаем направляющий ролик.

Установка

1. Устанавливаем направляющий ролик и затягиваем болт его крепления моментом 33,2—41,2 Нм (3,4-4,2 кгсм).

2. Устанавливаем натяжной ролик, не затягивая болт крепления.

3. Надеваем на шкивы ремень привода ГРМ и регулируем его натяжение.

4. Устанавливаем снятые детали в обратной последовательности.

Замена ремня привода ГРМ

Для выполнения работы потребуеп ся смотровая канава. Работу выполняем с помощником.

Рекомендация

Поскольку при обрыве ремня при вода ГРМ возможно соударени клапанов и поршней, можно сс кратить межсервисный пробег ав томобиля между заменами ремн привода газораспределительног механизма в два раза. При замен ремня привода ГРМ следует такж заменить его натяжной и направлю ющий ролики.

Снятие

1. Подготавливаем автомобиль выполнению работы.

2. Снимаем верхнюю передню крышку ремня привода ГРМ.

 

Схема привода распределительных валов: 1 — зубчатый шкив коленчатого вала двигателя; 2 — прилив на крышке масляного насоса; 3 — зубчатый шкив насоса охлаждающей жидкости; 4 — натяжной ролик; 5 — зубчатый шкив распределительного вала выпускных клапанов; б — задняя крышка ремня ГРМ; 7 — зубчатый шкив распределительного вала впускных клапанов; 8 — направляющий ролик; 9 — зубчатый ремень; А — метка ВМТ на зубчатом шкиве коленчатого вала; В — метка на крышке масляного насоса; С, F — метка на задней крышке ремня ГРМ; D — метка на зубчатом шкиве распределительного вала выпускных клапанов; Е — метка на зубчатом шкиве распределительного вала впускных клапанов

Рекомендация

Если снимаете ремень привода ГРМ не для замены, маркером пометьте направление его вращения. При сборке его следует установить в соответствии с меткой.

3. Снимаем переднее правое колесо.

4. Снимаем правый грязезащитный щиток брызговика двигателя.

5. На автомобиле без кондиционера снимаем ремень привода генератора.

6. Торцовым ключом на 17 мм поворачиваем коленчатый вал до совмещения меток на шкиве распределительного вала выпускных клапанов

и на шкиве распределительного вала впускных клапанов с метками на задней крышке ремня привода ГРМ.

Замечание

Это положение будет соответствовать положению коленчатого вала в ВМТ такта сжатия первого цилиндра (см. рис.). Вращать коленчатый вал за болты шкивов распределительных валов нельзя. При выполнении следующей операции коленчатый вал можно удерживать шлицевой отверткой за зубчатый венец маховика. Для этого надо отвернуть три винта и снять нижнюю крышку картера сцепления. Также болт шкива коленчатого вала можно отвернуть, если помощник включит высшую передачу и нажмет педаль тормоза. Но при этом коленчатый вал может немного повернуться. Поэтому необходимо повторно убедиться в совпадении всех меток.

7. Торцовым ключом на 17 мм с удлинителем отворачиваем болт крепления шкива коленчатого вала.

8. Снимаем шкив коленчатого вала

и ограничительную шайбу.

9. Шестигранным ключом на 5 мм отворачиваем три болта крепления нижней передней крышки ремня привода ГРМ

10.   Снимаем крышку.

11. Ключом на 15 мм, повернув болт крепления натяжного ролика на пол-оборота против часовой стрелки, ослабляем натяжение ремня привода ГРМ.

12. Снимаем ремень привода ГРМ.

Рекомендация

После снятия ремня проверьте состояние натяжного и направляющго роликов.

Установка

1. Надеваем новый ремень, прокладывая его ветви в соответствии с рисунком и убеждаясь, что метка на зубчатом шкиве коленчатого вала расположена напротив прилива, выполненного на корпусе масляного насоса.

2. Надеваем ремень на шкив распределительного вала впускных клапанов так, чтобы передняя ветвь ремня была натянута. Не давая ремню ослабнуть, надеваем его на шкив распределительного вала выпускных клапанов.

3. Съемником для стопорных колец поворачиваем натяжитель в направлении стрелок до совмещения меток на нём

и ключом на15 мм затягиваем болт крепления натяжного ролика моментом 33,2—41,2 Нм (3,4— 4,2 кгсм).

4. Если при этом один из распределительных валов повернулся, ослабляем затяжку ремня и переустанавливаем его, повернув неправильно установленный распределительный вал (допустимое несовпадение меток в пределах одного зуба шкива распределительного вала).

5. Провернув коленчатый вал на два оборота (за венец маховика или завернув в вал болт крепления шкива), убеждаемся по совпадению меток, что взаимное положение валов не нарушено. При необходимости совместив метки, повторяем установку ремня.

6. После совмещения всех меток устанавливаем снятые с автомобиля детали на место.

Шайбу коленчатого вала устанавливаем так, чтобы фаска была обращена к ремню привода ГРМ.

Проверка состояния ремня привода ГРМ

Ремень привода газораспределительного механизма следует проверять при проведении ТО автомобиля.

Рекомендация

Если при работе двигателя в зоне верхней передней крышки ремня привода ГРМ прослушивается сильный шум вращающегося подшипника при проверке ремня следует проверить также состояние натяжного и направляющего роликов. На автомобилях, укомплектованных климатической установкой с кондиционером, также следует проверить натяжной ролик ремня привода вспомогательных агрегатов.

Последовательность выполнения

1. Подготавливаем автомобиль к выполнению работы.

2. Снимаем декоративную накладку двигателя.

3. На автомобилях, укомплектованных климатической установкой с кондиционером, снимаем натяжной ролик ремня привода вспомогательных агрегатов.

4. Шестигранным ключом на 5 мм отворачиваем два болта верхнего крепления передней верхней крышки ремня привода ГРМ.

5. Тем же ключом отворачиваем болт среднего крепления крышки.

 и два болта нижнего крепления.

6. Снимаем крышку с двигателя.

7. Вращая коленчатый вал, визуально проверяем состояние ремня.

Замечание

Коленчатый вал можно вращать накидным ключом на 17 мм за болт крепления его шкива. Ремень с надрывами, трещинами, расслоениями, срезанными или изношенными зубьями,потертостями до корда, а также замасленный ремень необходимо заменить.

8. Убеждаемся, что метки натяжителя (стрелка и планка, выполненные на механизме натяжного ролика) расположены напротив друг друга.

9. Если метки натяжителя не совпадают, регулируем натяжение ремня.

10. После осмотра устанавливавют крышку и снятые с автомобиля детали на место.

Снятие и установка декоративной накладки двигателя

Декоративную накладку удерживают четыре резиновые муфты, надетые на шпильки крышки впускного модуля.

1. Подготавливаем автомобиль к выполнению работы).

2. Снимаем с декоративной накладки двигателя клапан продувки адсорбера.

3. Приподняв, снимаем декоративную накладку двигателя вместе с резиновыми муфтами.

Замечание

Если одна или несколько муфт остались на шпильках, снимите их и вставьте в соответствующие отверстия накладки.

Установка

Устанавливаем накладку на двигатель и, убедившись, что все муфты ее крепления надеты на шпильки впускного модуля, надавливаем на накладку сверху до фиксации.

Замена моторного масла и масляного фильтра

Первая замена масла на новом или прошедшем капитальный ремонт двигателе должна производиться через 2 500—3 500 км пробега, далее — через каждые 15 000 км.

Объем системы смазки 3,5 л.

Рекомендация

Для болев полного удаления масла его следует сливать из прогретого двигателя.

Для выполнения работы необходимы:

— смотровая канава или эстакада;

— съемник масляного фильтра;

— широкая емкость объемом не менее 4 л.

Снятие

1. Подготавливаем автомобиль к выполнению работы.

Замечание

Если на автомобиле установлена защита картера и она затрудняет доступ к сливному отверстию, снимите защиту.

2. Накидным ключом на 17 мм ослабляем затяжку пробки сливного отверстия.

3. Устанавливаем под двигатель емкость для отработанного масла.

Внимание!

Выполняя следующую операцию, будьте осторожны — масло горячее!

4. Отворачиваем пробку сливного отверстия поддона картера двигателя и сливаем масло из двигателя в емкость.

5. Дождавшись полного слива масла из поддона картера двигателя, заворачиваем пробку сливного отверстия.

6. Съемником ослабляем затяжку масляного фильтра.

7. Отворачиваем масляный фильтр и снимаем его.

8. Чистой ветошью тщательно очищаем на блоке цилиндров привалочную плоскость масляного фильтра.

Рекомендация

Перед установкой нового фильтра заполните его маслом на 1/2-2/3 объема.

9. Наносим чистое моторное масло на резиновое уплотнительное кольцо фильтра и заворачиваем фильтр на место.

10. Затягиваем фильтр усилием руки.

11. Отвернув, снимаем крышку маслозаливной горловины. Устанавливаем в горловину воронку.

12. Заливаем масло в двигатель, контролируя его уровень по указателю.

13. Заворачиваем крышку маслозаливной горловины.

14. Запускаем двигатель и убеждаемся в том, что контрольная лампа аварийного давления масла погасла и отсутствуют утечки масла из-под уплотнительного кольца масляного фильтра и пробки сливного отверстия.

Проверка давления масла

Рекомендация

Если при работе прогретого до ра­бочей температуры двигателя на холостом ходу загорается лампа аварийного давления масла, следу­ет убедиться, что:

а)  уровень масла в поддоне картера двигателя соответствует норме;

б)  в двигатель залито масло в соответствии с заводской инструкцией по эксплуатации;

в) исправен датчик давления масла и его провод не замкнут на «массу». Целостность изоляции провода датчика проверяют визуально. Для проверки самого датчика заменяют его заведомо исправным и запускают двигатель. Если контрольная лампа продолжает гореть, значит, датчик исправен;

г) из двигателя не доносятся посторонние звуки (стуки, скрежет), свидетельствующие о проворачивании шатунных или коренных вкладышей или неисправности масляного насоса.

Для выполнения работы потребуется манометр.

Последовательность выполнения

1. Подготавливаем автомобиль к выполнению работы.

2. Запускаем двигатель и прогреваем его до рабочей температуры.

3. Заглушив двигатель, снимаем датчик аварийного давления масла.

4. Заворачиваем в посадочное отверстие датчика наконечник манометра.

5. Запускаем двигатель и проверяем давление масла на холостом ходу при частоте вращения коленчатого вала около 5 400 мин-1.

Замечание

У исправного, прогретого до рабочей температуры двигателя давление масла на оборотах холостого хода должно быть не менее 196,2 кПа (2 бар), а давление масла на высокой частоте вращения коленчатого вала 441,3-637,4 кПа (4,5-6,5 бар). Если давление ниже нормы, то двигатель нуждается в капитальном ремонте. Если давление масла при высокой частоте вращения коленчатого вала выше нормы, вероятно, неисправен предохранительный (редукционный) клапан масляного насоса.

6. По окончании проверки устанавливаем датчик на место