Рабочая тормозная система автомобиля Лада Приора с АБС:

1 — тормозной механизм переднего левого колеса; 2, 5, 13, 18 — тормозные шланги; 3, 8, 12, 19 — тормозные трубки; 4 — главный тормозной цилиндр; 6 — тормозной механизм переднего правого колеса; 7 — датчик скорости вращения переднего правого колеса; 9 — бачок главного тормозного цилиндра; 10 — вакуумный усилитель; 11 — педаль тормоза; 14 — датчик вращения заднего правого колеса; 15 — тормозной механизм заднего правого колеса; 16 — задающий диск датчика скорости вращения заднего левого колеса; 17 — тормозной механизм заднего левого колеса; 20 — гидравлический модулятор АБС
Примечание. В левые тормозные механизмы также установлены датчики скорости вращения колес, которые на рисунке не видны. На автомобиле, не оборудованном антиблокировочной тормозной системой, в гидропривод задних тормозных механизмов встроен регулятор давления жидкости.
Автомобиль оборудован двумя тормозными системами — рабочей и стояночной.
Рабочая тормозная система предназначена для снижения скорости движения автомобиля вплоть до его полной остановки и кратковременного удержания автомобиля в неподвижном состоянии.
Рабочая тормозная система двухконтурная, диагональная, с гидравлическим приводом, состоит из главного тормозного цилиндра с вакуумным усилителем, четырех колесных тормозных механизмов и регулятора давления жидкости в задних тормозных механизмах. Тормозные механизмы передних колес — дисковые, невентилируемые, задних — барабанные.
Каждый из контуров автомобиля включает в себя тормозные механизмы двух колес (одного переднего и одного заднего), расположенные на автомобиле по диагонали. В один контур входят тормозные механизмы переднего правого и заднего левого колес, а во второй — тормозные механизмы переднего левого и заднего правого колес. При выходе из строя одного из контуров второй контур, хоть и с меньшей эффективностью, обеспечит остановку автомобиля.
Регулятор давления жидкости ограничивает поступление жидкости в задние тормозные механизмы при недостаточной нагрузке на заднюю ось, тем самым предотвращая блокировку задних колес и занос задней оси автомобиля при резком торможении. В корпусе регулятора имеется контрольное отверстие, закрытое пластмассовой заглушкой. Подтекание жидкости из этого отверстия свидетельствует о негерметичности колец регулятора.
Для уменьшения усилия, прикладываемого водителем к педали тормоза, в приводе тормозной системы установлен вакуумный усилитель, работающий за счет разрежения, образующегося во впускном трубопроводе работающего двигателя.
Предупреждение!
Нe выключайте двигатель до полной остановки автомобиля.
На корпусе главного тормозного цилиндра установлен бачок с тормозной жидкостью. В крышку бачка встроен датчик недостаточного уровня тормозной жидкости. При опасном падении уровня жидкости в бачке датчик включает контрольную лампу на щитке приборов.
Часть автомобилей оборудована тормозной системой с АБС (антиблокировочная система). Применяется четырехканальная система фирмы Bosch. Соединение каналов выполнено по диагональной схеме. Исполнительный элемент антиблокировочной системы — гидромодулятор. Это сложный узел, в который встроен гидронасос и электромагнитные клапаны. Он установлен в моторном отсеке с левой стороны. Работой гидромодулятора управляет электронный блок, установленный на гидромодуляторе, Блок управления также контролирует исправность всех элементов системы АБС.
В передние и задние тормозные механизмы установлены датчики скорости вращения передних колес. Датчики индуктивного типа. Для работы датчиков, установленных в передни тормозных механизмах, на корпуса» наружных шарниров приводов передних колес выполнены зубчатые венцы.
Для работы датчиков, установленных в задние механизмы, под тормоз ными барабанами установлены задающие диски. Импульсные сигналы датчиков поступают в блок управления. При блокировке одного из ко лес гидромодулятор по команде блока управления ограничивает давле ние в соответствующем канале.
При обнаружении неисправности блокуп равления информирует водителя с помощью контрольной лампы на щитк приборов. Определить неполадку можно по кодам неисправности на специализированной станции технического обслуживания, располагающей диагностическим оборудованием.
На автомобиле с АБС в моторном отсеке установлен второй дополнительный блок предохранителей реле. В блок собраны все предохранители и реле системы АБС.